Арктика удивила запасами: эксперты призывают активней изучать недра региона
Полевые работы, которые петербургские геологи проводили нынешним летом в северных регионах, показали: полярные кладовые богаче, чем ожидалось. Так, мощность Мончегорского рудного узла (Мурманская область), содержащего металлы платиновой группы, превысила расчетные показатели вдвое.
Сергей Вереземский
Полевые работы, которые петербургские геологи проводили нынешним летом в северных регионах, показали: полярные кладовые богаче, чем ожидалось. Так, мощность Мончегорского рудного узла (Мурманская область), содержащего металлы платиновой группы, превысила расчетные показатели вдвое. А значит, призывы наращивать геологоразведку на Крайнем Севере, где выявлены крупные золотоносные, никелевые, алмазоносные объекты, не беспочвенны. Такое предложение прозвучало также на состоявшемся недавно в Петербурге конгрессе «Арктика - территория объединения» и было, надо полагать, услышано.
Имея дело с ранимой северной природой, вести поиск полезных ископаемых следует осторожно, руководствуясь принципом «не навреди». А для этого нужны щадящая тундру вездеходная техника, высокоскоростные станки, позволяющие сократить сроки бурения, и многое другое. К тому же охватить геологоразведкой бескрайние арктические просторы, детально изучая одну площадь за другой в рамках государственного контракта, непросто.
Словом, ждать мгновенных результатов там не стоит. Хотя сенсация на пороге: накопленная геологическая информация свидетельствует о громадных запасах железной руды, угля, олова, благородных металлов, хранящихся в недрах полярных регионов. Убеждают в этом и данные последних лет: объемы работ, проводимых там Северо-Западным производственным геологическим объединением (ПГО, входит в холдинг Росгеология), ощутимо растут.
Результаты геологического изучения недр особенно заметны в Мончегорском рудном районе. По словам советника директора ПГО Евгения Малютина, выступившего на конгрессе, доля металлов платиновой группы, локализованных в пределах массива Поаз, оценивается в 1 млрд долларов. И это по самым скромным подсчетам. Для сравнения: только на твердые полезные ископаемые со дня основания Росгеологии, с 2011 г., геологи Северо-Западного ПГО по всем «своим» регионам выполнили работ по госконтрактам на сумму 1,2 млрд рублей.
А ведь на изучаемой в Мурманской области площади (11,1 кв. км), находящейся недалеко от Мончегорска, обнаружены еще и богатые проявления золота, меди и никеля, которые предстоит перевести в запасы промышленной категории. Завершить эти работы геологи должны в 2020 году.
Перспективным специалисты считают также поиск высококачественных углей в Ненецком автономном округе. На границе Республики Коми и Ямало-Ненецкого округа полевые работы подтвердили наличие дефицитных хромовых руд, а доказательства тому, что карельские земли (Лоухский район) богаты алмазами, скептики получили давно.
Вести такие работы нужно энергичнее, убеждают специалисты, продолжая поиск алмазоносных кимберлитовых тел в Архангельской области, платиноидов в Карелии, золоторудных месторождений на Полярном Урале, коксующих и энергетических углей в Печорском угольном бассейне. Как того требует Стратегия развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 г., обновленную редакцию которой правительство утвердило в конце 2018 года.
Более того: стоит идти дальше на север, изучая острова архипелага Новая Земля, где выявлены проявления меди, марганцевых и свинцово-цинковых руд, развернуть геологоразведку в сторону Тиманского кряжа (редкие металлы, алмазы и золото), который тянется на тысячу верст, а также «закрасить» белые пятна вроде полуострова Канин, где такие ископаемые, по некоторым сведениям, тоже имеются.
Другое дело, что для подобных работ нужно привлекать больше средств недропользователей, обращая внимание на все виды сырья, а не только на самые дорогие. Ведь когда тот же гравий, используемый при строительстве, доставят на край земли, он становится «золотым». Но, реализуя проекты, связанные со строительством железных дорог в этой части страны, арктические регионы оставляют без внимания такие полезные ископаемые, имеющиеся вдоль проектируемых трасс. Эта проблема, которую геологи поднимали не раз, существует поныне.