Виктор Юшковский
Страна и мир 24 Июля 2020

Покинув на днях Канонерский остров, научно-исследовательское судно (НИС) «Профессор Логачев» с петербургскими специалистами на борту взяло курс на Мурманск, чтобы пройти 6,5 тысячи километров вдоль побережья Северного Ледовитого океана. От успеха этой экспедиции, первый этап которой начался, будет зависеть судьба грандиозного по масштабам и значимости международного проекта Arctic Connect. Ведь для создания первой в мире трансарктической линии связи нужно обследовать дно, по которому проляжет кабель и соединит кратчайшим путем Европу и Азию, обеспечив условия для высокоскоростной передачи данных как зарубежным странам, так и полярным регионам России.

Контуры этого мегапроекта обозначились год назад, когда на Петербургском международном экономическом форуме-2019 один из коммуникационных холдингов России подписал с финской компанией Cinia договор о намерениях, а затем создал дочернее предприятие «Арктик Линк Рус». Оно и будет отвечать за все виды работ, начиная с морских изысканий и заканчивая вводом в эксплуатацию «арктического» кабеля, который свяжет норвежский Киркенес с японской столицей. 

Разумеется, и раньше эти и другие города, расположенные на разных континентах, не обходились без таких средств коммуникаций. Только кабельные линии, осевшие на дне других морей-океанов, хоть и обеспечивают более качественную связь по сравнению со спутниковой, однако в полной мере современным требованиям уже не отвечают. 

Новый маршрут тоже не мал: общая его протяженность составит 13,8 тыс. км (российская часть трассы примкнет в конечных точках к существующим подводным магистралям). И все же он будет короче предшественников, а от этого напрямую зависит качество сигнала.

По словам Геворка Вермишяна, генерального директора телекоммуникационной компании, инициировавшей проект Arctic Connect, запуск этой линии связи с пропускной способностью 200 терабит в секунду позволит справиться с растущими объемами мирового трафика. Россия, по территориальным водам которой пройдет после изысканий и проектирования большая часть оптоволоконной трассы (около 11 тыс. км), заинтересована в ней не меньше зарубежных партнеров. 

Получить доступ к такой инфраструктуре нашей стране даже важнее, полагает Владимир Шамахов, руководитель петербургского отделения межрегиональной Ассоциации полярников, поддержавшей начинание. Ведь это скажется и на выполнении крупных проектов, связанных с добычей нефти и газа на Крайнем Севере (возможность применения мобильной 5G-связи, цифровизация бизнес-процессов), и на инвестиционной привлекательности самих арктических регионов. Включая Мурманск и Анадырь, крайние пункты трассы Севморпути, где появится оборудование, обеспечивающее энергопитанием трансарктическую линию... 

Масштабным замыслам должен соответствовать вместительный «кошелек»: на реализацию Arctic Connect, по предварительным расчетам, потребуется от 800 млн до 1,2 млрд долларов. Но привлечь заемные средства для российско-финского консорциума, к которому готовы примкнуть норвежские, германские и японские корпорации, как раз не проблема, считает Вермишян. 

Главное – убедиться в наличии самой возможности прокладки кабеля в сложных арктических условиях, чего никто в мире прежде не делал. А чтобы получить информацию о рельефе морского дна и выстроить оптимальную трассу, нужны изыскания, которые и проведет судно «Профессор Логачев», принадлежащее Полярной морской геологоразведочной экспедиции (ПМГРЭ, город Ломоносов). 

Это судно было построено на Николаевской верфи в 1991 году, рассказал на пресс-конференции в режиме онлайн его капитан Владимир Зимин, а три года назад прошло модернизацию на Канонерском судостроительном заводе. Там же после очередного рейса в Атлантику, где петербургские геологи по заказу Роснедр ведут поиск глубоководных полиметаллических сульфидов, НИС подновили незадолго до нынешней экспедиции. 

Для такого рода работ это судно подходит, пожалуй, как никакое другое во всей флотилии «Росгеологии» («полярное» предприятие входит в состав данного холдинга), которая проводит геологоразведку во всех акваториях Мирового океана. 21 июля «Логачев» прибудет в порт Киркенеса и после бункеровки, подзаправившись топливом, двинется к Мурманску, где с 5 августа три месяца будет исследовать морское дно на всем протяжении трассы. 

«Арктика не прощает ошибок, тут особенно важна точность, – сказал в беседе с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрий Каминский, исполнительный директор ПМГРЭ. – В распоряжении экипажа этого судна – многолучевой эхолот, вмонтированный в днище судна, гидролокатор бокового обзора, профилограф, позволяющий проникнуть в толщу донных осадков, и другое современное отечественное и зарубежное оборудование».

Экспедиция проходит в благоприятный с точки зрения ледовой обстановки год. «Профессор Логачев» будет работать, пока позволит погода, на чистой воде, делая замеры на глубинах до 1 км, то есть преимущественно на мелководье (на некоторых участках восточного сектора Севморпути, впрочем, придется «заглянуть» глубже), а затем уйдет во Владивосток, чтобы встать на зимовку. Первый этап изысканий на этом закончится, а второй, он же последний, пройдет в навигацию 2021 года на оставшейся, дальневосточной, части маршрута. 

Тогда же, примерно через год, предполагается провести тендер, чтобы выбрать подрядчика для строительно-монтажных работ. А на супервайзинг (технологический мониторинг проекта) российско-финский консорциум рассчитывает пригласить международную компанию Alcatel SA, одного из лидеров мирового рынка коммуникационного оборудования. 

Легкой жизни инициаторам проекта никто не обещает, а учитывая стратегическую значимость Арктической зоны РФ, им потребуется находить общий язык также с военным ведомством и пограничной службой России. К тому же в условиях быстро меняющейся экономики загадывать сложно, заметил Геворк Вермишян. Но если все пойдет более-менее ровно, «рукопожатие» европейских и азиатских потребителей интернет-трафика состоится в 2023 году. 



Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (6726) от 24.07.2020 под заголовком «Цифра ляжет на дно».